В России вырисовывается тенденция стремительного падения арендного и покупательского спроса на все без исключения объекты недвижимого имущества. Спрос на коммерческую недвижимость демонстрирует отрицательную динамику. В связи с этим девелоперам необходимо корректировать стратегии управления, либо же просто переходить к практике управдомов.
Основной закон современного бизнеса – эффективная будет использоваться до того момента, пока она не станет причиной кризиса или же катастрофы. Очевидно, что даже успешная организация, эксплуатируемая в течение продолжительного периода времени в постоянно усложняющихся условиях, неизменно приведет к краху. Как это не прискорбно констатировать, но это правило в 2015 году начало прослеживаться и на рынке недвижимого имущества.
Арендный спрос коммерческой недвижимости переживает кризис во всех его проявлениях. В итоге практически все девелоперские проекты теряют определенный уровень добавочной стоимости (разница между потраченными на строительство средствами и инвестиционным бюджетом проекта). Если инвестиционная компания вложила в строительство склада или офисного центра 1 млрд долларов, рассчитывая на выходе получить сумму в 1.5 млрд, а в реальности получая тот же 1 млрд долларов, то это не тот результат, на который они изначально рассчитывали.
Рецепты для инвесторов и собственников
Как действовать в новых реалиях девелоперам? Чем руководствоваться и какие инструменты окажутся самыми эффективными? Своим опытом и советами делятся специалисты портала gorod101.ru.
- Воспользоваться механизмом закрытых инвестиционных паевых фондов, что позволит привлечь внимание большого круга потенциальных инвесторов к конкретному объекту. Можно воспользоваться практикой мелкой нарезки. Данная практика позволила оставаться на плаву многим владельцам крупных проектов, сохранив высокий арендный спрос коммерческую недвижимость.
- На своих же площадях организовать какой-либо персональный бизнес. С этой задачей без проблем справятся владельцы ТЦ, а вот с офисами все обстоит на порядок сложнее. Впрочем, никто не запрещает организовать бизнес по обслуживанию: развлекательные залы, спортивные клубы, выставочные галереи, рестораны. В таком случае можно рассчитывать на рост спроса на коммерческую недвижимость в разы. Данным инструментом уже успели воспользоваться многие представители ритейлеров.
- Заняться поиском новых направлений в современном девелопменте. На рынке есть целый ряд проектов, по которым спрос сохраняется достаточно высоким. Яркий пример – ледовые дворцы Московской области и Москвы. Здесь не достает порядка 50 площадок. Для сооружения объекта площадью 10 тыс. квадратных метров требуется в среднем до 65 тыс. квадратов из расчёта за каждый метр. Уже через 8 лет инвестиционные затраты окупятся. Уже сейчас есть несколько человек, заявляющих, что арендный спрос коммерческой недвижимости их вполне удовлетворяют и они готовы к возведению сразу нескольких проектов.
В значительной степени покупательский спрос на объекты недвижимого имущества формируется местным населением, уровнем его покупательской способности. Неудивительно, что новые источники оригинальных идей – сферы общественной жизни, образовательные учреждения (университеты, школы, детские сады и многофункциональные спортивные комплекты). Несмотря на то, что большинство отечественных инвесторов относятся к ним с большой долей сомнения, они могут сформировать достаточно высокий спрос на коммерческую недвижимость, при условии их грамотного позиционирования, рекламы и развития.
Как будет развиваться ситуация в перспективе ближайшего полугодия? Полностью ответить на этот вопрос не представляется возможным, поскольку рынок весьма изменчив и зависит от огромного количества сопутствующих факторов.