Экономическое падение, которое началось еще в 2014 году, продолжает шествовать по отечественным просторам. Этой тенденцией и можно охарактеризовать рынок коммерческой недвижимости.
Удивительным является то, что представители бизнеса уже начали частично приспосабливаться к новым рыночным реалиям. Кризис 2008 года стал знаковым для отрасли и научил большинство игроков, как эффективно работать даже в экстремальных условиях.
На сегодняшний день рынок недвижимого имущества является лакмусовой бумажкой, поскольку он весьма оперативно реагирует на какие-либо политические и макроэкономические тенденции. В период прошлого кризиса 2008 года удар был нанесен по всем игрокам:
- крупным компаниям;
- застройщикам;
- инвесторам;
- индивидуальным предпринимателям.
Анализ рынка торговой недвижимости показывает, что на сегодняшний день офисный сегмент ощущает тотальную и всепоглощающую реальность: сооружение бизнес-центров практически приостановилось, арендаторам пришлось сократить не только общее количество специалистов для экономии на арендных услугах.
Как выглядит ситуация с офисной недвижимостью?
Если рассматривать ситуацию в целом, то ее можно охарактеризовать как постепенную стабилизацию. После прохождения целого ряда серьезных экономических колебаний и девальвации рубля, на рынке выстраиваются новые «правила игры».
Рынок коммерческой недвижимости, особенно сегмент офисных объектов класса B перешел на рублевое нормирование ставок. Что касается наиболее качественных объектов, позиционирующихся в классе А, продолжают сдаваться в долларах. Главное нововведение – чёткое согласование и определение валютного коридора, в чем ранее просто не было необходимости.
Что касается арендаторов, то они стали гораздо требовательнее. И в этом нет ничего удивительного, поскольку компании ищут более качественные бизнес-центры для своих сотрудников. Все обращают внимание на выгодность условий. Анализ рынка торговой недвижимости показывает, что все больше собственников объектов откровенно и очевидно проигрывают более современным и «молодым» бизнес-центрам.
Быстрее всего арендаторы заселяются в новые и ликвидные объекты. Именно такие здания и обращают на себя внимание большинства клиентов. На сегодняшний день огромной популярностью приходятся постройки класса А, на долю которых приходится порядка 70% всех сделок.