Государство неоднократно пыталось ликвидировать муниципальные предприятия, видя неэффективность их работы, однако, многие из них являются жизнеобеспечивающими производствами и передавать их в частные руки, как в свое время было сделано с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства просто опасно.
Дело в том, что в ведении муниципалитетов чаще всего находятся организации, занимающиеся поставкой ресурсов: тепловой и электрической энергии, услуг водоснабжения и водоотведения. Как правило, эти предприятия являются монополистами на рынке сбыта, но при этом все они в долгах перед производителями ресурсов.
В чем же причина такой парадоксальной ситуации?
Во-первых, ресурсоснабжающие организации не могут самостоятельно устанавливать тарифы на свои услуги, за них это делает государство в лице Единого тарифного органа (ЕТО). В большинстве случаев, тарифы не покрывают фактических расходов, осуществляемых предприятием. И это понятно. Ведь предоставление ресурса осуществляется по сетям, которые во всех регионах России предельно изношены. Получается замкнутый круг.
С одной стороны, осуществляя убыточную эксплуатацию сетей, предприятие не имеет прибыли, чтобы вложить ее в капитальные ремонты и создание новых сетевых объектов. С другой стороны, государство законодательно ограничило тарифы и предприятия не могут в полной мере включить в них такие статьи, как амортизация основных средств, с тем чтобы выйти хотя бы на безубыточность.
Во-вторых, потребители, как население, так и юридические лица не оплачивают услуги ресурсоснабжающих организаций. Недосборы составляют порядка 5-10% ежемесячно. Это связано как с некачественной и неоперативной работой судов и Служб судебного исполнения, так и с тяжелой экономической ситуацией в стране, когда прекращают свою деятельность многие предприятия и население постепенно становится все более и более маргинальным.
В-третьих, свою лепту в разрушение муниципальных предприятий вносит законодательство, о закупках. Дело в том, что все муниципальные предприятия должны приобретать услуги и материалы через систему аукционов. Однако, часто выбирая самое выгодное предложение по цене, предприятия сталкиваются с отвратительным качеством приобретаемых материалов и услуг. Именно поэтому зачастую вместе со снегом на российских дорогах тает и асфальт. А приобретенные китайские запасные части ломаются на следующий день. Но заменить поставщика теперь непросто, процедура проведения конкурсов занимает месяцы.
Такова на сегодняшний день печальная картина, описывающая состояние муниципальных предприятий. Как видно, государство – это очень плохой управленец. Однако передача таких предприятий в частные руки как с помощью прямой продажи, так и используя положения о концессиях, выглядит очень проблематично.
Трудно представить сейчас в России, который будет вкладывать в производство, не получая сиюминутной прибыли, поэтому спасти положение может только рациональный подход к этому вопросу государственных структур.