В соответствии с последними данными, представленными консалтинговой компанией Welhome, по итогам первого квартала 2016 года в черте Москвы не было введено в эксплуатацию ни одного ТЦ. Такая же ситуация фиксировалась и в 3 квартале прошлого года. Аналогичная тенденция сложилась в первом квартале 2013 года, когда удалось вывести на рынок порядка 500 кв. метров торговых площадок.
Столь скромные показатели ввода в эксплуатацию новых объектов обусловлены переносом сроков реализации проектов. Причиной переноса является низкий уровень заполняемости вакантных площадей арендаторами. Игрокам приходится очень тщательно и взвешенно подходить к вопросу открытия новых торговых точек. На столичном рынке ритейла существенно сократилось количество новых торговых сетей.
Значение показателя насыщенности регионального рынка качественными торговыми площадями полностью соответствует тому, которое фиксировалось в 4 квартале 2015 года – на 1 тыс. москвичей463 кв. метра торговых площадей. В соответствии с последними статистическими данными аналитиков Welhome, предложение существенно превышает спрос. Доля вакантных площадей по состоянию на 1 квартал 2016 года достигла 12% отметки.
Перспективы открытия новых ТЦ
Привлечь новых арендаторов удается лишь крупным объектам: «ЦДМ на Лубянке», ТРЦ «Аквапарк». Частично это свидетельствует о нацеленности крупных ритейлеров на активную работу, но только в качественных и привлекательных объектах.
Несмотря на то, что по итогам 1 квартала 2016 года в эксплуатацию не удалось ввести ни одного большого объекта, но в целом на нынешний год запланировано реализовать порядка 21 проекта, за счёт чего столица России пополниться 770 тыс. кв. м. Данный показатель выше, в сравнении с предыдущими 2 годами. И обусловлен столь впечатляющий объем именно с переносом сроков ввода объектов в эксплуатацию.
На сегодняшний день самыми крупными ТЦ являются:
- ТРЦ «Ривьера» - объёмом 100 тыс. кв метров, планируется ввести в эксплуатацию во 2 квартале 2016 года;
- ТРЦ «Галерея Кутузовский» - объём – 60 тыс. кв. м – 2 квартал 2016 года;
- ТРЦ «РИО Мытищи» - 115 тыс. кв. м – 3 квартал 2016 года.
Среди всех перечисленных объектов 72% приходится на формат ТРЦ, что составляет порядка 550 тыс. кв. метров. Это арендопригодные площади. Обусловлен такой выбор в связи с тем, что практически все они ориентированы на развлекательную функцию.
Главное отличие 2016 года от прошлого заключается в преобладании формата аутлет-центра в структуре торговых объектов. На сегодняшний день на их долю приходится немногим более 1% от всего количества арендопригодных площадей, заявленных в нынешнем году. Что касается общего уровня охвата торговых объектов, то в 2016 году будут доминировать региональные и суперрегиональные форматы, доля которых составит порядка 79% всех площадей.
Обусловлено это тем, что в период планирования этих объектов в стране не было очевидного кризиса, потребительский спрос оставался на высоком уровне со стороны населения, за счёт чего основной акцент делался на развлекательной функции. Неудивительно, что львиная доля проектов ориентирована на развлечения и охват широкого потребительского круга.
Несколько важных аспектов
В первом квартале 2016 года девелоперы анонсировали несколько больших ТПУ, в рамках которых предусмотрена функция ТПУ – «Николаевская», «Ховрино», «Ботанический Сад». По итогам указанного периода наблюдается отчетливая тенденция сокращения развития целого ряда сетевых операторов, не только отечественных, но и международных. С приходом 2016 года на столичном рынке появился и принципиально новых форма арендаторов – ТРЦ «Авиапарк», парк «Кидзания».
Несмотря на то, что уровень платежеспособности населения стремительно сокращается, ТРЦ делают все возможное, чтобы привлечь потенциальных клиентов. Именно поэтому они оперативно переориентировались на развлечения детей.